Согласно данным Минтруда Российской Федерации, на текущий момент у нас насчитывается свыше 700 тыс. госслужащих, из них 500 тыс. на федеральном уровне и в районе 200 тыс. – на уровне субъектов Российской Федерации. Наряду с этим, как указывает глава рабочей группы ОП РФ по общественной поддержке граждан и качеству жизни Владимир Слепак, нынешняя деятельность госслужащих демонстрирует много неприятностей, связанных как со мздоимством, так и с нарушением морально-этических правил. Скорректировать обстановку призван новый Кодекс этики государственных служащих РФ и местных служащих (потом – Кодекс), проект которого был в мае этого года вынесен Минтрудом Российской Федерации на публичное дискуссию1. Текст Кодекса в случае одобрения данного проекта будет утвержден подобающим указом главы государства.
Сейчас действующий Типовой кодекс этики и должностного поведения государственных служащих РФ и местных служащих (одобрен решением президиума Совета при Главе государства РФ по противодействию взяточничества от 23 декабря 2010 г.) носит чисто рекомендательный характер – основная неприятность есть в том, что за нарушение его положений нереально применить меры правовой ответственности. "С нашей точки зрения это важное упущение, потому, что госслужащий может и не преступать статьи действующих нормативно правовых актов, но его поступок будет такими аморальным, что последующее протекание им работы представляется недопустимым. В случае если мы взглянуть на практику в других государствах, то заметим, что уже сейчас там наличествуют примеры, когда за нарушение норм этики должностнога лица увольняют. Мы пошли к выводу, что у нас имеется резерв для развития существующих норм в этом направлении", – рассказал в рамках состоявшегося день назад в ОП РФ публичного дискуссии Кодекса руководитель Департамента политики в сфере государственной и местной работы, противодействия взяточничества Минтруда Российской Федерации Дмитрий Баснак.
Так, новый документ может стать нормативно правовым юридическим актом, нарушение норм и правил которого будет признаваться нарушением, влекущим использование к государственному служащему мер правовой ответственности – в том случае, когда отсутствуют причины притянуть его к уголовной либо ответственности согласно административному законодательству. Подобающие изменения предполагается кроме того занести в актуальное на текущий момент нормативное правовое положение2 (закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О местной работе в РФ", закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О госслужбе РФ").
Новый Кодекс, помимо этого, содержит положение об обязательстве госслужащих соблюдать морально-этические правила и во внеслужебной деятельности. "Граждане оценивают поступки госслужащего не только в рабочем кабинете, но и в то время как он находится промежь приятелей и на улице – и это отношение проецируется на всю государственную службу", – детализирует Дмитрий Баснак.
Предполагается, что познание положений Кодекса будут проверять при поступлении на государственную службу.
Но документ, на взгляд специалистов, все же испытывает недостаток в важной доработке.
В первую очередь, упомянутые в Кодексе моральные правила нужно изменить. Проект определяет пару ключевых принципов, которыми должны руководиться государственные служащие: гуманизм и патриотизм, честность и общественная ответственность, профессионализм, беспристрастность и объективность. председатель совета директоров Национального альянса "Управление персоналом" Александр Турчинов предлагает включить в этот список объективность, добросовестность и справедливость. Помимо этого, в Кодексе, согласно его точке зрения, не достаточно положения об ответственности начальника за деяния подчиненных.
Во-вторых, следует четко прописать механизм реализации находящихся в акте норм. Дмитрий Баснак детализирует, что разбирательство вопросов, связанных с нарушением госслужащими положений Кодекса, могут поручить рабочим группам по соблюдению притязаний к должностному поведению и улаживанию спора интересов, работающим в всяком госоргане. Но, согласно точки зрения Александра Турчинова, особенное внимание следует уделить участию в этом процессе университета страны и общества. "Возможно и необходимо сделать комиссии по этике в общественных палатах – лишь тогда получат институты гражданского общества", – акцентирует он.
В-третьих, нужно прописать в Кодексе обязательство должностнога лица информировать своему начальнику и прокурорскому работнику субъекта Российской Федерации об известных ему показателях и обстоятельствах кражи бюджетных денег и государственных внебюджетных фондов и других правонарушениях и нарушениях.
МНЕНИЕ
Владимир Осечкин, член Совета по формированию публичного надзора при Комитете Государственной думы по делам публичных объединений и религиозных компаний, член коммисии ОП РФ по формированию публичных наблюдательных рабочих групп:
"На текущий момент у нас прописана уголовная ответственность лишь за сокрытие очень тяжёлых правонарушений [ст. 316 УК РФ. – Ред.]. А грубо говоря все растраты, мошенничества, кражи бюджетных средств и их нецелевое расходование – это правонарушения, которые относятся к группе тяжёлых. Сейчас ни один закон не обязывает госслужащего информировать в правоохранительные органы и своему начальнику о таких правонарушениях. К тому же, конкретная часть населения до сих пор живет не согласно законодательству, а по "определениям", согласно с которыми обращение о правонарушении и содействие госорганам представляется некоторым "стукачеством" и доносительством. В случае если же предлагаемый выговор будет сделан в Кодексе, это подхватит подателя заявления. Получается, что, напротив, обращение о правонарушении будет этичным, а его сокрытие – нет".
В четвертых, в Кодекс следует включить положения, регламентирующие прозрачность деятельности госслужащих. Общество, согласно точки зрения Владимира Слепака, должно получать объективную данные о деяниях всякого должностнога лица, чтобы иметь возможность сформировать свое мнение о его этическом портрете и воздействовать в будущем на принятие решения о его продвижении на работе. "Больших госслужащих нужно заслушивать – независимо и беспристрастно. Госслужащие должны выступать, например, на намерено организованных для этого общественными палатами Российской Федерации мероприятиях. Представители общественности должны представлять им притязания и выставлять оценки их работы. Это залог здоровой ротации", – детализирует он.
ОП РФ анонсировала вторичное разбирательство доработанного проекта закона через пару недель. К тому же, очень вероятно, что с целью в наивысшей степени действенной реализации положений нового акта Минтрудом Российской Федерации будет намерено создан типовой замысел мероприятий по внедрению и употреблению Кодекса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий